РУДАКОВ Константин Иванович
Когда говорят о традициях ленинградской школы графиков, имеют в виду не только
искусство В. В. Лебедева, В. М. Конашевича, Н. А. Тырсы, но и незаурядные произведения
художника К. И. Рудакова, который к тому же почти двадцать лет (1930-49) преподавал на
графическом отделении ИНПИИ- ИЖСА в Ленинграде.
У Рудакова были замечательные учителя. В Царском Селе он учился у знаменитого П.
П. Чистякова, затем занимался в частной студии В. Е. Савинского и в мастерской Д. Н.
Кардовского. Каждый из этих прекрасных педагогов считал основой всякого искусства
рисунок, и поэтому Рудаков получил на их занятиях хорошую школу рисования - высокую
культуру линии, штриха, формы. Далее он посещал Новую художественную мастерскую, где
тогда преподавали Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский. С некоторыми
перерывами он учился в АХ (1913-22), то работая инструктором художественной студии для
рабочих (1918- 20), то преподавая математику (еще одна профессия Рудакова) морякам
Балтийского флота.
За годы учебы он нашел свой путь в многообразии течений: его привлекло
классическое направление с опорой на натуру и традиционные техники графики.
С 1923 г. Рудаков начинал работать самостоятельно для сатирических журналов
"Смехач", "Бегемот", "Крокодил", пробовал себя и в детской книге. Постепенно он перешел к
станковой графике, создав большой цикл "Нэпманы" (1928-32). В этом произведении
стирается присущая художнику ранее критическая оценочность взгляда, усложняется
психологичность персонажей. Графическому стилю Рудакова присуща живописность.
Владея в совершенстве многими техниками (акварель, пастель, гуашь, литография, офорт,
сухая игла, монотипия, гравюра на целлулоиде), он предпочитает красочные - акварель,
цветную печать (литографию и монотипию), тушь, гуашь, их комбинации на водной основе.
Циклы станковых произведений - "Запад" (1932-34), "Обнаженные натурщицы"
(1930-е)-демонстрируют виртуозность мастера, который любой случайный затек краски умеет
превратить в органичный элемент композиции.
Из всех жанров Рудаков особенно любил портрет. Он умел тонко передать живые
черты индивидуального и типического в человеческом облике. Редкий дар психологизации
проявился в работах 1930-х гг., когда Рудаков иллюстрировал романы Э. Золя ("Разгром",
"Нана"), новеллы и романы Ги де Мопассана ("Пышка", "Милый друг", "Жизнь" и др.),
литературная ткань которых строится именно на психологических нюансах, душевном
состоянии персонажей. С этими иллюстрациями Рудаков вошел в историю книжной графики,
хотя не менее известны его работы для произведений русской классики - пушкинского
"Евгения Онегина" (1934), романа Л. Н. Толстого "Война и мир" (1941-48) и др.
Интересны театральные работы Рудакова - эскизы костюмов и грима, рассчитанные на
конкретных исполнителей в постановках "Горе от ума" (1940-41) для Ленинградского
академического театра драмы им. А. С. Пушкина (1940-41), "Много шума из ничего" У.
Шекспира (1943, не осуществлена), "Свадьба" А. П. Чехова (1942) для Ленинградского театра
эстрады. Удача этих работ заключена в том же портретно-психологическом подходе
художника, когда отдельные элементы костюма или обстановки создают вокруг героя явно
ощутимый "воздух времени".
|